Пьяцца дель Пополо в Риме является одной из красивейших площадей, соответствующей в своем исполнении стилю барокко. Всем, пожалуй, известно выражение о том, что все дороги ведут в Рим. Одной из таких дорог является дорога, построенная в III в. до н.э. Гаем Фламинием, древнеримским цензором. Вела она к городским воротам с северной стороны стены Аврелиана. Ворота эти изначально назывались Фламиниевы ворота, или же Porta Flaminia. Площадь, о которой сегодня пойдет речь, Piazza del Popolo, находится именно рядом с ними.

Название этой площади Рима происходит от некогда появившейся здесь рощи тополевых деревьев. Populus с латинского переводится как тополь. По преданиям, именно на территории этой рощи находилась прежде гробница императора Нерона.
Есть и иное предположение относительно названия площади. Связывается оно с тем, что Populo в переводе с латинского означает народ. Собственно, и сами жители Рима относятся к Piazza del Popolo как к площади народной. Объясняется это тем, что с давних времен на этом месте происходила оживленная торговля, периодически проводились праздники и даже публичные казни. Как видите, последнее предположение имеет не меньше оснований для объяснения названия.
Доменико Фонтана и его «гусиная лапка»
С XVI в. в Риме возникли проблемы, обусловленные увеличением плотности населения. Это обстоятельство стало причиной деградации города, который, в свою очередь, существовал практически на руинах храмов. Канализационные системы и акведуки стали к этому времени приходить в негодность. По этой причине Сикст V принял решение направить все силы на изменение облика Рима, а также на общее улучшение качества жизни населения. Обязанности по подобным изменениям, планируемым для города, папа возложил на Доменико Фонтана.
Архитектором была спроектирована и предложена к возведению принципиально новая дорожная сеть. С ее помощью предполагалось устранить некий хаос, свойственный территории римских холмов, столь неприглядно сочетающийся с полуразрушенными храмами. Эта дорожная сеть должна была связывать между собой ключевые места в Риме. Последние предполагалось обозначить обелисками. Фонтана располагал ограниченными финансовыми возможностями, потому лишь предварительная часть его плана была реализована. То есть, в ключевых местах Рима были размещены древние обелиски.
Такой первый шаг, к счастью, стал основой для дальнейших работ, связанных с урбанизацией Рима. Он также был использован в качестве некоторого руководства для дальнейших поколений градостроителей и дизайнеров.
Пьяцца дель Пополо, начиная с периода правления папы Сикста V, становится местом, с которого взяли свое начало такие городские дороги как:
- Via di Ripetta;
- Via del Babuino;
- и Via del Corso.
Египетский обелиск, установленный на площади Рима Пололо в 1589 г. является напоминанием об этом. Что касается этих трех улиц, то их объединил т. н. радиальный трезубец. Ввиду особенностей такой конструкции в Италии ее стали называть «гусиная лапка». Во Франции она получила название «patte d’oie», а в Англии – «goose foot». Кстати, оригинальная идея, предложенная Доменико Фонтана, была реализована в Версале во Франции, для Place de Armes. Карло Райнальди в Италии также в свое время применял ее.
Обелиск Фламинио на Piazza del Popolo
Упираясь в городские ворота, установлена грандиозная в своих масштабах стела, в высоту составляющая 24 м.
Piazza del Popolo изначально располагала лишь единственным украшением. В качестве такового служил фонтан Giacomo della Porta.
Его возведению послужил указ папы Грегория XIII. Данный фонтан стал одним из 18, предусмотренных к возведению после того, как была произведена реставрация акведука Aqua Virgo в Риме.
Правда, когда проектировалась инфраструктура, было выявлено, что оси, в которых пересекаются главные планируемые городские дороги, сходятся как раз в этом самом месте. Чтобы визуальное восприятие расходящихся из общего центра дорог оказалось целостным, исключительно важным моментом стала необходимость размещения обелиска именно на том месте, где действовал фонтан. Он сам, в свою очередь, был смещен в сторону Via del Corso.
Интересные факты
- Строительство египетского обелиска происходило в период с 1232 по 1220 г. до н.э.
- На это время пришелся период правления Марнептаха и Рамзеса II.
- Обелиск оказался в Риме в качестве трофея, привезенного Октавианом Августом, произошло это в 10 г. до н.э.
- Барельефы, используемые в его украшении, созданы в качестве атрибутов обелиска, восхваляющих деяния указанных египетских фараонов и жизнь при их правлении.
- Стела изначально служила украшением для Circus Maximus. Когда Империя пала, стелу низвергли и закопали.
Реставрация и последующая установка этого артефакта была произведена Доменико Фонтана, что входило в его план градостроения. С того времени обелиск стал одной из главных достопримечательностей Вечного города.

Базилика в стиле барокко на Piazza del Popolo
Возле городских ворот можно увидеть одну из самых старых в городе церквей, это базилика di Santa Maria del Popolo в Риме. Расположена она именно там, где, согласно преданиям, прежде располагался мавзолей Domizzi Enobarbi. В нем же находится гробница императора Нерона, некогда одного из самых страшных императоров Рима. Папа Пасхалий II прежде дал указ извлечь останки Нерона и бросить их в реку, сам же мавзолей – разрушить. Уже в 1099 году на этом месте было принято решение возвести небольшую часовенку. Спустя еще некоторое время, в 1227 году, она была расширена, чему способствовал папа Григорий IX. В период с 1472 по 1477 годы уже папой Сикстом VI часовня была полностью перестроена под соответствие стилю ренессанс.
Над этим проектом в Риме работали:
- Баччо Понтелли;
- Андреа Бреньо.
Возможностью увековечить собственную персону воспользовался и папа Александр VII. Под его руководством был полностью видоизменен фасад в период 1655-1660 годов. Свежие веяния в области архитектуры на тот момент нашли здесь свое отражение. Разработкой проекта занимался мастер Бернини. Под его влиянием церковь обрела формы в стиле барокко, и именно в таком виде мы имеем возможность наблюдать ее сегодня. Александр VII, однако, не остановился и на этом. Так, в 1662 году начал разрабатываться проект еще на два здания в стиле барокко для Пьяцца дель Пополо.
«Близнецы» на Пьяцца дель Пополо
Особенности симметричного расположения двух церквей с южной стороны рассматриваемой нами площади Рима указывает на своеобразный вход в Вечный город. Слева располагается церковь Санта Мария ин Монтесанто (Santa Maria in Montesanto). Ее строительство завершилось в 1675 г. Расположенная справа церковь была построена через три года, это Санта Мария деи Мираколи (Santa-Maria-dei-Miracoli).
Создатель обеих церквей в Риме вынужден был решить уникальную в своем роде и, вместе с тем, сложную задачу. Заключалась она в том, что территория между Via di Ripetta и Via del Corso оказалась уже, чем территория между Via del Babuino и Via del Corso. То есть, фактически была исключена возможность возведения идентичных друг другу зданий. У них бы были отличные друг от друга размеры и купола. Это, в свою очередь, нарушает симметричность, на которую изначально рассчитывал архитектор.
В итоге Santa Maria in Montesanto на Piazza del Popolo была спроектирована в овальной форме. При этом она была смещена немного отдаленно от самой площади. Эллиптический купол визуально соответствовал круглому куполу Santa-Maria-dei-Miracoli. Таким образом, геометрически отличающиеся размеры не повлияли на то, как воспринимаются оба здания. Глядя на них, кажется, что они совершенно одинаковы. Решение задачи в итоге оказалось просто гениальным, Райнальди действительно великолепно с ней справился.
Обновленная Пьяцца дель Пополо
В период 1816-1834 гг. проводилась масштабная реконструкция народной площади Рима. Она, усилиями Giuseppe Valadier, стала овальной. Архитектором была объединена восточная часть с холмом Пинчо и западная часть, направляющаяся к реке Тибр. В этом временном промежутке, в 1823 году, архитектор убрал портящий весь вид площади фонтан Giacomo della Porta. Фонтан этот, к тому же, не соответствовал стилю барокко, в котором площадь была выполнена. Вместо него архитектором были размещены четыре фонтана, идеально сочетающихся с обелиском и украшенные фигурами львов. Из пасти каменных изваяний животных струится водяной поток. Выступая в качестве одного из элементов этой композиции, стела словно отделяется от нее, направляясь к небу.
Чуть позднее, в 1828 г. архитектором Giuseppe Valadier было установлено дополнительно два фонтана на Пьяцца дель Пополо. Помещены они были по его задумке в самом центре окружающих площадь изогнутых стен. Оба фонтана по своей структуре одинаковы и имеют вид полукруглых ванн. Ванны эти расположены несколько выше уровня самой площади. Вода в них поступает через каскадные чаши. По верху стены с обеих сторон установлены витые пары дельфинов.
В качестве единственного отличия при сравнении обеих работ на Пьяцца дель Пополо можно обозначить разве что центральную группу статуй. Так, с западной стороны, которая соответствует месторасположению Тибра, размещен Нептун, а вокруг него находится два тритона и дельфины. Со стороны восточной, соответствующей расположению холма Пинчо, можно увидеть богиню Рома. Ее, в свою очередь, окружают статуи Аньене и Тибр. А у ее ног находится волчица, выкармливающая близнецов, основавших в дальнейшем Рим.
В качестве одного из отрицательных качеств, характеризующих творчество архитектора Giuseppe Valadier в Риме обозначается то, что он отказывался от воплощения определенных принципов, присущих барокко. Однако это никоим образом не сказалось на особенностях самой площади Пьяцца дель Пополо и на ее привлекательности. На данный момент площадь соответствует тому ее виду, который она обрела после проведения реконструкции. Ныне ее территория стала аккуратной пешеходной зоной. Здесь же часто проводятся различные концерты и мероприятия Рима.
Посмотреть лучшие отели поблизости можно по ссылке на Booking.com.
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
- Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси - KiwiTaxi.
- Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
- Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
- City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
- Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
- Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
- Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.