Пьяцца дель Пополо: стиль барокко

0
17
Пьяцца дель Пополо: стиль барокко

Пьяцца дель Пополо в Риме является одной из красивейших площадей, соответствующей в своем исполнении стилю барокко. Всем, пожалуй, известно выражение о том, что все дороги ведут в Рим. Одной из таких дорог является дорога, построенная в III в. до н.э. Гаем Фламинием, древнеримским цензором. Вела она к городским воротам с северной стороны стены Аврелиана. Ворота эти изначально назывались Фламиниевы ворота, или же Porta Flaminia. Площадь, о которой сегодня пойдет речь, Пьяцца дель Пополо, находится именно рядом с ними.

Porta Flaminia: вид на площадь
Porta Flaminia: вид на площадь

Название этой площади Рима происходит от некогда появившейся здесь рощи тополевых деревьев. Populus с латинского переводится как тополь. По преданиям, именно на территории этой рощи находилась прежде гробница императора Нерона. Есть и иное предположение относительно названия площади. Связывается оно с тем, что Populo в переводе с латинского означает народ. Собственно, и сами жители Рима относятся к Пьяцца дель Пополо как к площади народной. Объясняется это тем, что с давних времен на этом месте происходила оживленная торговля, периодически проводились праздники и даже публичные казни. Как видите, последнее предположение имеет не меньше оснований для объяснения названия.

Пьяцца дель Пополо: Доменико Фонтана и его «гусиная лапка»

С XVI в. в Риме возникли проблемы, обусловленные увеличением плотности населения. Это обстоятельство стало причиной деградации города, который, в свою очередь, существовал практически на руинах храмов. Канализационные системы и акведуки стали к этому времени приходить в негодность. По этой причине Сикст V принял решение направить все силы на изменение облика Рима, а также на общее улучшение качества жизни населения. Обязанности по подобным изменениям, планируемым для города, папа возложил на Доменико Фонтана.

Архитектором была спроектирована и предложена к возведению принципиально новая дорожная сеть. С ее помощью предполагалось устранить некий хаос, свойственный территории римских холмов, столь неприглядно сочетающийся с полуразрушенными храмами. Эта дорожная сеть должна была связывать между собой ключевые места в Риме, последние предполагалось обозначить обелисками. Фонтана располагал ограниченными финансовыми возможностями, потому лишь предварительная часть его плана была реализована. То есть, в ключевых местах Рима были размещены древние обелиски.

Пьяцца дель Пополо: Доменико Фонтана и его «гусиная лапка»

Такой первый шаг, к счастью, стал основой для дальнейших работ, связанных с урбанизацией Рима. Он также был использован в качестве некоторого руководства для дальнейших поколений градостроителей и дизайнеров.

Пьяцца дель Пополо, начиная с периода правления папы Сикста V, становится местом, с которого взяли свое начало такие городские дороги как Via di Ripetta, Via del Babuino и Via del Corso. Египетский обелиск, установленный на площади Рима в 1589 г. является напоминанием об этом. Что касается этих трех улиц, то их объединил т. н. радиальный трезубец. Ввиду особенностей такой конструкции в Италии ее стали называть «гусиная лапка». Во Франции она получила название «patte d’oie», а в Англии – «goose foot». Кстати, оригинальная идея, предложенная Доменико Фонтана, была реализована в Версале во Франции, для Place de Armes. Карло Райнальди в Италии также в свое время применял ее.

Пьяцца дель Пополо: обелиск Фламинио

Упираясь в городские ворота, установлена грандиозная в своих масштабах стела, в высоту составляющая 24 м. Пьяцца дель Пополо изначально располагала лишь единственным украшением. В качестве такового служил фонтан Giacomo della Porta. Его возведению послужил указ папы Грегория XIII. Данный фонтан стал одним из 18, предусмотренных к возведению после того, как была произведена реставрация акведука Aqua Virgo в Риме.

Пьяцца дель Пополо: обелиск Фламинио

Правда, когда проектировалась инфраструктура, было выявлено, что оси, в которых пересекаются главные планируемые городские дороги, сходятся как раз в этом самом месте. Чтобы визуальное восприятие расходящихся из общего центра дорог оказалось целостным, исключительно важным моментом стала необходимость размещения обелиска именно на том месте, где действовал фонтан. Он сам, в свою очередь, был смещен в сторону Via del Corso.

Интересный факт

Строительство египетского обелиска происходило в период с 1232 по 1220 г. до н.э., на это время пришелся период правления Марнептаха и Рамзеса II. Обелиск оказался в Риме в качестве трофея, привезенного Октавианом Августом, произошло это в 10 г. до н.э. Барельефы, используемые в его украшении, созданы в качестве атрибутов обелиска, восхваляющих деяния указанных египетских фараонов и жизнь при их правлении. Стела изначально служила украшением для Circus Maximus. Когда Империя пала, стелу низвергли и закопали. Реставрация и последующая установка этого артефакта была произведена Доменико Фонтана, что входило в его план градостроения. С того времени обелиск стал одной из главных достопримечательностей Вечного города.

Пьяцца дель Пополо: обелиск Фламинио
Пьяцца дель Пополо: обелиск Фламинио

Пьяцца дель Пополо: базилика в стиле барокко

Возле городских ворот можно увидеть одну из самых старых в городе церквей, это базилика di Santa Maria del Popolo в Риме. Расположена она именно там, где, согласно преданиям, прежде располагался мавзолей Domizzi Enobarbi. В нем же находится гробница императора Нерона, некогда одного из самых страшных императоров Рима. Папа Пасхалий II прежде дал указ извлечь останки Нерона и бросить их в реку, сам же мавзолей – разрушить. Уже в 1099 году на этом месте было принято решение возвести небольшую часовенку. Спустя еще некоторое время, в 1227 году, она была расширена, чему способствовал папа Григорий IX. В период с 1472 по 1477 годы уже папой Сикстом VI часовня была полностью перестроена под соответствие стилю ренессанс. Над этим проектом в Риме работали Баччо Понтелли и Андреа Бреньо.

Возможностью увековечить собственную персону воспользовался и папа Александр VII. Под его руководством был полностью видоизменен фасад в период 1655-1660 годов. Свежие веяния в области архитектуры на тот момент нашли здесь свое отражение. Разработкой проекта занимался мастер Бернини. Под его влиянием церковь обрела формы в стиле барокко, и именно в таком виде мы имеем возможность наблюдать ее сегодня. Александр VII, однако, не остановился и на этом. Так, в 1662 году начал разрабатываться проект еще на два здания в стиле барокко для Пьяцца дель Пополо.

Пьяцца дель Пополо: базилика в стиле барокко

«Близнецы» на Пьяцца дель Пополо

Особенности симметричного расположения двух церквей с южной стороны рассматриваемой нами площади Рима указывает на своеобразный вход в Вечный город. Слева располагается церковь Санта Мария ин Монтесанто (Santa Maria in Montesanto), ее строительство завершилось в 1675 г. Расположенная справа церковь была построена через три года, это Санта Мария деи Мираколи (Santa-Maria-dei-Miracoli).

Создатель обеих церквей в Риме вынужден был решить уникальную в своем роде и, вместе с тем, сложную задачу. Заключалась она в том, что территория между Via di Ripetta и Via del Corso оказалась уже, чем территория между Via del Babuino и Via del Corso. То есть, фактически была исключена возможность возведения идентичных друг другу зданий. У них бы были отличные друг от друга размеры и купола, что, в свою очередь, нарушает симметричность, на которую изначально рассчитывал архитектор.

«Близнецы» на Пьяцца дель Пополо

В итоге Santa Maria in Montesanto на Пьяцца дель Пополо была спроектирована в овальной форме, при этом она была смещена немного отдаленно от самой площади. Эллиптический купол визуально соответствовал круглому куполу Santa-Maria-dei-Miracoli. Таким образом, геометрически отличающиеся размеры не повлияли на то, как воспринимаются оба здания. Глядя на них, кажется, что они совершенно одинаковы. Решение задачи в итоге оказалось просто гениальным, Райнальди действительно великолепно с ней справился.

Пьяцца дель Пополо: обновленная площадь

В период 1816-1834 гг. проводилась масштабная реконструкция народной площади Рима. Она, усилиями Giuseppe Valadier, стала овальной. Архитектором была объединена восточная часть с холмом Пинчо и западная часть, направляющаяся к реке Тибр. В этом временном промежутке, в 1823 году, архитектор убрал портящий весь вид площади фонтан Giacomo della Porta. Фонтан этот, к тому же, не соответствовал стилю барокко, в котором площадь была выполнена. Вместо него архитектором были размещены четыре фонтана, идеально сочетающихся с обелиском и украшенные фигурами львов. Из пасти каменных изваяний животных струится водяной поток. Выступая в качестве одного из элементов этой композиции, стела словно отделяется от нее, направляясь к небу.

Чуть позднее, в 1828 г. архитектором Giuseppe Valadier было установлено дополнительно два фонтана на Пьяцца дель Пополо. Помещены они были по его задумке в самом центре окружающих площадь изогнутых стен. Оба фонтана по своей структуре одинаковы и имеют вид полукруглых ванн. Ванны эти расположены несколько выше уровня самой площади. Вода в них поступает через каскадные чаши, по верху стены с обеих сторон установлены витые пары дельфинов.

Пьяцца дель Пополо

В качестве единственного отличия при сравнении обеих работ на Пьяцца дель Пополо можно обозначить разве что центральную группу статуй. Так, с западной стороны, которая соответствует месторасположению Тибра, размещен Нептун, а вокруг него находится два тритона и дельфины. Со стороны восточной, соответствующей расположению холма Пинчо, можно увидеть богиню Рома. Ее, в свою очередь, окружают статуи Аньене и Тибр, а у ее ног находится волчица, выкармливающая близнецов, основавших в дальнейшем Рим.

В качестве одного из отрицательных качеств, характеризующих творчество архитектора Giuseppe Valadier в Риме обозначается то, что он отказывался от воплощения определенных принципов, присущих барокко. Однако это никоим образом не сказалось на особенностях самой площади Пьяцца дель Пополо и на ее привлекательности. На данный момент площадь соответствует тому ее виду, который она обрела после проведения реконструкции. Ныне ее территория стала аккуратной пешеходной зоной, здесь же часто проводятся различные концерты и мероприятия Рима.

Наши советы по Риму:
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя