Сикстинская капелла Микеланджело в Ватикане

0
86

Сикстинская капелла (Cappella Sistina) внешне – ничем не выделяющееся церковное сооружение 15 столетии на территории сегодняшнего Ватикана. Но, в стенах, отделанных песчаного цвета камнем, находятся подлинные жемчужины периода Ренессанса – творения Микеланджело (Michelangelo Buonarroti), Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), Перуджино (Perugino), Пинтуриккио (Pinturicchio), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).

История

Сикстинская капелла отстроили в 1475-1481 годах по указу понтифика Сикста IV (Sisto IV) в честь успения Марии на небесах. Место возведения церкви выбрали совсем не наобум. Перед этим на данном месте в Риме располагалась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая была свидетелем высочайших конклавов католического духовенства. Глобальную реконструкцию устаревшей часовни доверили архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино де Дольчи (Giovannino de’ Dolci).

Управляющий строительными работами принял решение оставить фундамент и часть нижнего яруса предыдущей постройки. За время возведения храм вырос на три этажа, 2 из них — были выделены для нужд церкви, а верхний — галерея для стоящих на посту солдат. Сикстинская капелла еще являет собой пример фортификационного зодчества: прямоугольное здание 20,7 метров в высоту, 40,9 метров —в длину, 13,4 метров — в ширину. Мощные стены и отсутствие излишеств были обусловлены тревожной обстановкой в раздробленной Италии периода Средневековья.

Сикстинская капелла снаружи

Росписи

Сикстинская капелла знаменита по всему свету из-за фресок, украсивших ее свод и стены в 15-16 столетиях. Общий план росписи церкви подготовили еще в дни строительства. Сикстинскую капеллу поделили на три горизонтальных яруса и намерились украшать снизу вверх. Нижний ярус обладал элементарными декоративными росписями, второй ярус был отведен под события Ветхого Завета и сценам из жизни Христа, имеющим место в Новом Завете. На находящемся в самом верху ярусе должны были изображены понтифики, у которых была мученическая смерть.

Флорентийцы

Началу работ по украшению Сикстинская капелла обязана Перуджино, мастер умбрийской школы живописи. Он написал 2-е картины из жизни Христа и одну из Ветхого Завета. К 1480 году натянутые политические отношения меж папой Сикстом IV и главой флорентийского Синьории Лоренцо Медичи (Lorenzo de’ Medici) немного улучшились. Как жест доброй воли Медичи отправляет мастеров флорентийской школы: Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели (Cosimo Rosselli), а понтифик благосклонно позволяет им разместиться в Риме и начать работы в Сикстинской капелле. Флорентийцы, при содействии Пинтуриккио и Бартоломео дела Гатта (Bartolomeo della Gatta) сделали роспись стен новой церкви.

Росписи

Сюжеты десяти фресок были подготовлены и утверждены практически до мелочей самим Сикстом IV. Специальное внимание было уделено тому, чтоб композиции из Ветхого и Нового Заветов органично взаимодополняли друг друга. Увеличить впечатление от иконографических росписей получилось у художника Пьерматео д’Амелья (Piermatteo d’Amelia), который написал на своде храма звездное небо.

Потолок

Преемник Сикста IV, его племянник Юлий II (Ulius II), ни на миг не переставал думать о том, какое значение имеет для католической церкви Сикстинская капелла. Вклад Микеланджело Буонарроти. В 1508 году понтифик позвал Микеланджело Буонарроти для реставрации имеющихся росписей и создания новых. Аж четыре года (с 1508 по 1512) затратил именитый мастер на украшение свода. Любопытно, что Микеланджело в то время признавался несравненным зодчим, тогда, как фрески были для него чем-то новым. Современники скульптора видели в случившемся козни конкурента Буонарроти — Донато Браманте (Donato Bramante).

Потолок

У Браманте имелся на примете свой кандидат для написания фрески — Рафаэль Санти (Raffaello Santi). Потолок Сикстинской капеллы — был подлинным вызовом для Микеланджело. Кроме постижения новой художественной техникой, мастер необходимо было заниматься организационными делами. Как, к примеру, поставить леса под самый потолок и при том не нарушить проведение церковных обрядов? «Летящие леса», придуманные художником, закреплялись на особых штырях к стенам храма. При том художник и его подмастерья очутились на нужной высоте, а церковнослужители появилась свобода передвижения.

Интересные факты и догадки

Имеются различные догадки, относительно работы Буонарроти под сводом Сикстинской капеллы. Ряд источников сообщают, что мастер творил лежа, при том краски и штукатурка избытке осыпались ему на лицо. В действительности же Микеланджело работал стоя, располагая пространством для маневров. Но интенсивная работа под потолком часовни повредило здоровью 33-летнего художника. Ко всем бедам прибавилась еще и та, что влажные слои штукатурки, по которым проходила работа красками, начали активно зарастать грибком. Мастер и его подручные сумели разработать новую формулу «интонако» — состава для пропитки штукатурки, стойкого к влажному римскому воздуху. Невзирая на все удары судьбы потолок Сикстинской капеллы украсили фрески, увязанные в единый иконографический цикл.

«Жертвоприношение Ноя»
«Жертвоприношение Ноя»

Микеланджело написал картины, отображающие собой девять сцен из Книги Бытия. В миниатюрах свода Сикстинской капеллы можно разглядеть «Отделение света от тьмы», «Жертвоприношение Ноя», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая». Потолок Сикстинской капеллы обладает тремя ярко отображенными смысловыми цепочками: сотворение Мира, Адам и Ева, тяготы человечества, лишенного Рая.

Разглядев любую картину отдельно можно отследить трансформацию живописи Буонарроти. Из-за значительной высоты потолка Сикстинской капеллы художник решил уйти от мелких деталей и вычурных завитков, отдав приоритет лаконичным и четким линиям. Сюжет любой фрески лаконичен и содержателен, миниатюры оформлены в декоративные рамки, исполненные из травертина. Громадная площадь потолка Сикстинской капеллы могла бы создавать угнетающее ощущение, «нависать» над прихожанами, если бы не небольшие хитрости мастера, искусственно поделившего громадный плафон на 47 сегментов. Небольшие картины и геометрические рамки дают невероятную глубину и детализацию фресок. Папа Юлий II всеми способами торопил Микеланджело, желая как можно быстрее потрясти общественность гениальной диковинкой.

Завершающие фрески Сикстинской капеллы были созданы в короткие сроки, но мастерство художника дало возможность сберечь глубокое впечатление, оказываемое плафоном храма. Еще понтифик роптал по поводу того, что потолок Сикстинской капеллы выглядит скромновато, в виду отсутствия позолоты и лазури. Мастер в ответ выразил несогласие, что святые и сами являлись людьми небогатыми.

«Страшный суд» (Giudizio universale)

Через 25 лет Сикстинская капелла снова очутится под ведением Микеланджело. Тогда будет воплощено в жизнь еще более драматическое творение — стеновая фреска, на которой отображен Страшный суд. Папа Римский Климент VII в 1533 году пригласил Буонарроти в Рим и обговорил детали оформления алтарной стены в основной часовне Ватикана. Смерть понтифика отдалила начало работ на четыре года. В 1536 году Павел III (Paolo III) утвердил планы своего предшественника относительно Сикстинской капеллы и Микеланджело взялся за работу.

«Страшный суд» (Giudizio universale)

Грандиозная картина, замысленная понтификами, подразумевала непростые решения. Первое, более ранние фрески, изображенные на стене за алтарем храма, были отданые в жертву новому шедевру. Второе, над верхней границей картины разместили 40-сантиметровый кирпичный козырек, который стал бы препятствием по оседанию пыли на поверхность стены. Приготовив эскизы и запасшись красками нужного качества, Микеланджело начал работу в средине 1536 года. 4-е года затратил художник на написание полной картины, за то время Буонарроти позволил взяться за кисти и краски только одному своему помощнику, и то для написания небесного фона. Все герои были нарисованы исключительно рукой Микеланджело. Во время реставрации Сикстинской капеллы искусствоведы выявили, что вся фреска поделена на фрагменты (квадраты, исполненные за один день), число их – 450 штук!

Окончание работ

Общественности оконченная алтарная фреска «Страшный суд» Сикстинской капеллы была представлена в конце октября 1541 года. Есть записи о том, что папа Павел III был так потрясен созданной на стене капеллы картиной, что упал на колени и предался пылкой молитве. И для того имелись серьезные причины! Со стены часовни Сикстинской капеллы на прихожан смотрели ангелы небесные, воспаряющие в облаках, в центре картины оказались драматически написанными Иисус и дева Мария, в окружении блаженных. Нижний ярус – картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, грешники опускаются в ад, а праведники возносятся на небеса. Данное творение 60-летнего Микеланджело была такой гениальной, что волновала умы и сердца любого и каждого. Вместе с бесконечным восхищением вызывала она и раздражение. К примеру, кардинал Карафа (Carafa) и церемониймейстер Бьяджо да Чезена очень возмущались по поводу наготы библейских персон. Павел III и Буонарроти иронично и твердо возражал своим оппонентам.

Но через 24 года цензура все-таки взялась за «непристойную» фреску и набросила покровы на святых и мучеников. Даниэле да Вольтера (Daniele da Volterra) придавал фреске в приличный вид, за что приобрел прозвище «Штанописец». Будучи учеником и почитателем Микеланджело, художник приложил много усилий, чтоб вмешательства было по минимуму. Реставрация Плафон Сикстинской капеллы, а еще стеновые фрески – предмет бесспорной гордости Ватикана, а еще – шедевр изобразительного искусства периода Возрождения. Понтификат неустанно думал о сохранности своего достояния. Например, последняя реставрация росписей часовни отняла аж 14 лет, с 1980 по 1994 года!

Современная жизнь

В настоящее время Сикстинская капелла все еще задействуется для конклавов, на которых выбирают понтификов Ватикана. В прочее время часовня – музей Ватикана, побывать в котором горят желанием паломники и путешественники.

Мужской хор

Помимо прочего, Сикстинская капелла содержит мужской хор, прославившийся под именем «папская капелла» (Capella Papale).

Capella Papale
Capella Papale

Хор обладает высоким статусом в среде католических певческих коллективов. Услышать акапельное выступление высокого хора возможно по крупным церковным праздникам. Первый состав папской капеллы был создан при Сиксте IV. С того времени, оказаться в Сикстинском хоре было великой почестью, и давало большой достаток. С 19-го столетия полное имя коллектива — Cappella musicale pontificia sistina.

Интересные факты и тайны

Любопытные факты и тайны относительно Сикстинской капеллы и личности ее автора, переплетаются в занятный сюжет. По прохождении пяти веков приходится лишь догадываться, которая из имеющихся легенд — подлинная, а какая — полный вымысел. В 2006 году Константин Ефетов издал книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в которой попробовал разобрать самые любопытные тайны храма. Книга прошла через ряд успешных переизданий и получила продолжение. В центре исследования – Буонарроти, давший согласие уйти из зодчих, чтоб с нуля научиться работе с фресками.

Автор ставит вопрос, почему средневековый мастер так скрепя сердцем подключал помощников, отдавая предпочтение работе в одиночку. Еще была выдвинуто предположение о том, что молодой Микеланджело в секрете от всех изучал анатомию и внутреннее устройство человека, а конкретно – отлично изучил строение мозга. О том художник не забыл намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама».

Интересные факты и тайны

Создатель, в окружении ангелов, показан в окантовке алой ткани, по своей форме поразительно похожей на головной мозг человека. Положение рук творца, а еще лица ангелов являются повторением основных отделов мозга. Так, Буонарроти хочет сказать о том, что человек был создан не абстрактным святым духом, а – порождением высшего разума.

Бьяджо да Чезена на фреске «Страшный суд»

Один из страстных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был запечатлен на фреске «Страшный суд» Сикстинской капеллы. Художник, который почти целиком расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к чрезмерной наготе персонажей, написал поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий. В отличии от бесстыжих праведников, Минос показан, обвитым вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство. Еще один любопытный факт — мастер больше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал приоритет мужскому телу. На всех фресках Сикстинской капеллы женские персонажи показаны с ярко выраженными атлетическими фигурами.

Сикстинская капелла: где находится, как добраться, билеты, время работы

Адрес: Viale Vaticano, Cappella Sistina

Добраться:

  • на метро линии А до станции Ottaviano трамваем №19, станция Piazza del Risorgimento;
  • автобусом №49, вход в музей Ватикана около остановки; № 32, 81, 982, станция Piazza del Risorgimento; № 492, 990, станция Via Leone IV / Via degli Scipion;
  • взятый на прокат автомобиль можно поставить на платную стоянку поблизости от музеев;
  • на такси возможно добраться до Viale Vaticano, вход в музей – напротив.

Cappella Sistina

Время работы: с понедельника по субботу, с 9.00 до 18.00, приобрести билет возможно с 9.00 до 16.00.
Билеты: Взрослый билет — 30 €, льотный — 21 €, дети до 5 лет бесплатно
Особенности посещения: фото и видеосъемка воспрещаются!

Чтоб избежать громадную очередь к кассе, можно купить билет на сайте по пошаговой инструкции.

Наши советы по Риму:
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя