Скульптуры Микеланджело в Риме: история, описание, где посмотреть

0
77
Скульптуры Микеланджело в Риме: история, описание, где посмотреть

Скульптуры Микеланджело для него же самого стояли всегда на первом месте. Великий мастер считал себя, прежде всего, именно скульптором, и только потом уже – художником и поэтом. Документы и некоторые письма, которые удалось сохранить, указывают именно на это. Как? Подписью мастера, которая обозначалась соответствующим образом: «Michelagniolo, scultore».

Резцом талантливого мастера было создано как минимум полсотни работ, и речь идет только об известных образцах. Наибольшая их часть нашла свое место в городах Флоренция и Болонья. Что же касается скульптур в Риме, то их здесь буквально единицы.

В течение всей своей жизни Микеланджело разработал огромное количество различных проектов. Большая часть из них, к сожалению, так и не была завершена либо в самом проекте, либо в его воплощении. Гробница папы Юлия II является одним из главных примеров подобной незавершенности. Находится она в римской базилике San Pietro in Vincoli.

Скульптуры Микеланджело: гробница папы Юлия II

Монументальный мавзолей, над которым работал Микеланджело, можно смело назвать воплощением амбиций мастера. Шутка ли, работать над проектом на протяжении сорока лет! Изначальный вариант предусматривал в разработанном в 1505 г. проекте наличие 40 (!) скульптур. В этом же, 1505 г., Микеланджело отправляется в каменоломни Каррара. Отсюда он собирался привезти материал для работы над скульптурами.

Вернувшись обратно в Рим спустя 8 месяцев Микеланджело узнает, что теперь планируемый им проект более не находится в приоритете интересов папы. Случилось это под влиянием Донато Браманте. Архитектор смог убедить Юлия II в том, что реконструкция базилики Константина куда важнее, и направить средства нужно именно на это. Параллельно против Болоньи и Перуджи намечалась военная кампания, что также способствовало смещению сроков по началу работ над проектом Микеланджело.

Скульптуры Микеланджело: гробница папы Юлия II

Папа Юлий II скончался 21 февраля в 1513 г., после чего его наследники настоятельно попросили пересмотреть проект для внесения в него определенных изменений. Но и это не привело к тому, чтобы он был, наконец, реализован. Следующие годы проходили в массовых интригах. Микеланджело, к тому же, испытывал проблемы с финансированием, будучи одновременно обвиненным в том, что он занимался растратой прежде выделенных денежных средств. Все это вынудило пересмотреть изначальный свой замысел Микеланджело. Гробница все же была утверждена, в своем шестом и последнем варианте. Произошло это в 1542 году.

Три скульптуры Микеланджело на гробнице папы Юлия II

Гробницу украшает 7 скульптур из мрамора, однако Микеланджело имеет непосредственное отношение лишь к трем из них. Речь идет об изваяниях сестер Лии и Рахиль, а также о пророке Моисее, который в композиции является ключевой фигурой.

Скульптура Мойсей, Микеланджело

Сам же Микеланджело впоследствии отмечал, что наличие одной лишь этой статуи, статуи Моисея, достаточно для того, чтобы почтить гробницу Юлия II.

Интересный факт! При пристальном рассмотрении бороды центровой фигуры композиции, а также при наличии богатого воображения, на скульптуре под нижней губой чуть правее можно заметить профиль Юлия II.

Женские фигуры в композиции

Что касается женских фигур в композиции, то у них здесь свое значение. Обе фигуры скульптуры Микеланджело – это два варианта нашего бытия, при котором оно может быть созерцательным или созидательным. Созерцание в форме аллегорической реализации возложено на скульптуру Рахиль, второй супруги Иакова. Здесь она молится о спасении.

Лия, ее старшая сестра, исполнена в качестве римской матроны. Это своеобразный образ созидания, который пытался передать в виде этой скульптуры Микеланджело. По мнению историков, общий замысел композиции Микеланджело заключается в указании на посредническую позицию, которой придерживался Юлий II. В частности это касалось католицизма в его устоявшейся форме и последующего внедрения реформ в нем.

Возлежащая на саркофаге фигура Юлия II

Возлежащая на саркофаге фигура Юлия II также является причиной определенных споров. На протяжении длительного периода времени автором ее считался Томаззо Босколо. Однако после того как был проведен ряд исследований, историки сошлись во мнении, что это – работа Микеланджело.

Произведение, доступное сегодня к ознакомлению в базилике, очень отличается от того замысла, который намеревался воплотить в виде скульптуры Микеланджело. По его же признанию, данный проект стал самой настоящей трагедией для него. Одно из его писем указывает на сожаление о том, что мастером была утрачена его молодость из-за привязанности к этому проекту. Он утверждал, что это погребение, хоть и не намеренно, но разрушило все в его жизни, и заплатить пришлось за это, как ростовщику и вору.

Скульптуры Микеланджело: Cristo della Minerva

Cristo della Minerva, статуя Христа, выполненная из мрамора, известна в Италии именно под таким названием. Однако же названий у этой скульптуры несколько, например, «Христос Спаситель», «Воскресение Христа» и «Несение Креста». Создание этой скульптуры Микеланджело пришлось на 1519-1520 годы. Сегодня она занимает главное место в базилике Santa Maria sopra Minerva. Расположена она с левой стороны от алтаря.

У Микеланджело был заключен эксклюзивный контракт на его работу с наследником Юлия II. Это, между тем, не помешало своенравному гению взяться за дополнительный заказ от Метелло Вари. При работе над обличием Иисуса при практически завершенной работе над скульптурой, Микеланджело замечает, что белый мрамор имеет заметные черные прожилки, причем проявились они прямо на лице скульптуры.

Скульптуры Микеланджело: Cristo della Minerva

Мастер отказывается от продолжения работы над этой статуей, после чего отправляется во Флоренцию, покинув Рим. В этом городе, взявшись за второй вариант скульптуры, Микеланджело, почти завершив работу над ней в 1520 г., снова едет в Рим. Скульптуру Христа при этом он предоставил возможность завершить Пьетро Урбано, своему подмастерью. Но случается неожиданное, им повреждается работа, на создание которой мастер потратил порядка четырех лет. Федерико Фризи, ученик с большими способностями, все же исправил положение. 27 декабря в 1521 г. данная скульптура помещается в Santa Maria sopra Minerva, будучи завершенной.

Фигура, которая изображала Иисуса, в изначальном своем варианте была нагой. Микеланджело планировал реализовать свой замысел так, чтобы указать на тело, не поврежденное похотью, тело, контролируемое собственной волей. Это подразумевало победу над смертью и греховными помыслами. В дальнейшем, на основании решения Тридентского Собора, для скульптуры, с целью прикрыть половые органы, была применена набедренная повязка. Для ее изготовления была использована позолоченная бронза, после чего вопрос оказался решенным.

Скульптуры Микеланджело : Пьета, как самая знаменитая скульптура мастера

Самым известным плодом творчества Микеланджело, как скульптора среди произведений искусств в Риме, является Пьета. Это лучшая из работ мастера, представленная в Ватикане, в соборе св. Петра. Для этой статуи 24-летним мастером был использован каррарский мрамор. Сама скульптура была изготовлена в течение двух лет. Заказчиком работы стал посол Карла VIII, он же Jean de Bilheres. Статую предполагалось установить в качестве надгробия после того, как короля постигнет смерть.

Что примечательно, у этой скульптуры Микеланджело имеется подпись мастера. Ни до, ни после нее он не подписывал своим именем скульптуры. Плечевой ремень, который можно заметить на мантии Девы, подписан следующими словами: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал». К решению обозначить свое авторство, Микеланджело пришел после того, как случайно услышал спор ломбардийцев, прибывших в Рим, в котором велись рассуждения об этом.

Скульптуры Микеланджело : Пьета, как самая знаменитая скульптура мастера

Скульптура как символ нетленности чистоты Девы Марии

Готовая скульптура с изображением тела Христа после того, как его подвергли распятию, на руках Девы Марии, вызвала бурю эмоций. И дело было не только в восхищении работой, но и в реакции на нее критиков. То, как была изображена мать 33-летнего сына, разительно отличалось от работ, прежде созданных. У Микеланджело Дева Мария выглядит красивой молодой женщиной, а не женщиной лет пятидесяти, престарелой и изможденной. По замыслу Микеланджело, скульптура стала символом нетленности чистоты Девы Марии. Его же слова стали тому подтверждением в ответе на выпады критиков. Он отмечал, что святость, целомудрие и неподкупность способны сохранить молодость на долгое время. Потому, задавался риторическим вопросом Микеланджело, что может вообще способствовать изменениям тела матери Христа, прежде не испытывавшем никаких похотливых желаний.

Душевнобольной австралиец пытался разрушить Пьету

То положение, которое ныне закреплено за скульптурой мастера, занято ею было в 1749 г. В течение многих столетий она не раз подлежала разрушительному воздействию. Самый серьезный ущерб на судьбу скульптуры Микеланджело пришелся в 1972 году, 21 мая. В этот день праздновалась Пятидесятница. Воскресным днем австралиец, которому на тот момент было 34 года, набросился на статую с криками, что он – Иисус Христос, воскресший из мертвых. Душевнобольной, до того, как его схватили и обезвредили, успел нанести серьезный ущерб скульптуре Девы Марии с помощью геологического молота. Из-за этого по локоть была отбита в ней левая рука, почти уничтоженными оказались веки и нос. В общей сложности откололось порядка 50 фрагментов этой скульптуры Микеланджело.

Присутствовавшие на тот момент невольные зрители происшествия стали подбирать отколотые части, присваивая их себе как сувенир. В дальнейшем значительная часть их была все же возвращена, но вот нос так и остался потерян. После обследования этой скульптуры Микеланджело на предмет повреждений, практически сразу начались работы по ее восстановлению. Ранее, в 1944 г. тому, что Франческо Меркадали сделал гипсовый слепок скульптуры Микеланджело, что сыграло решающую роль в выполнении работ, связанных с реставрацией. Происходили они с максимальной точностью и соответствием изначальному ее состоянию.

Собор святого Петра в Риме
Собор святого Петра в Риме

Несмотря на инцидент, каждый сегодня имеет возможность рассмотрения многострадальной скульптуры Микеланджело. Только вот теперь скульптура скрыта за пуленепробиваемым стеклом, обеспечивающим должную ее защиту. Посетив собор св. Петра, ее можно наблюдать в правом нефе со стороны первой капеллы от входа в него.

Наши советы по Риму:
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя