Вилла Фарнезина в Риме: Эпоха Возрождения

0
40
Вилла Фарнезина в Риме: Эпоха Возрождения

В одном из наиболее живописных районов Рима, Трастевере, располагается подлинное сокровище Эпохи Возрождения. Вилла Фарнезина – проект Бальдассарре Перуцци, превратилась в прототип римской загородной резиденции, а ее возведение в свое время послужило обширнейшим резонансом. Над реализацией мечты папского банкира Агостино Киджи, по заказу которого ее и возвели, трудились величайшие мастера того времени: Перуцци, Себастьяно дэлль Пьомбо, Содома и Рафаэль Санти совместно со своими учениками.

В настоящее время вилла Фарнезина не очень популярна среди путешественников. Немногие имеют представление о ее существовании и о том, что находится за ее стенами. В этой публикации – детальный рассказ об истории этого строения, и почему имеет смысл ее посетить.

История виллы Фарнезина

В начале 16-го столетия знаменитый банкир сиенского происхождения Агостино Киджи, кредитовавший Пап и представителей светской власти, сделал заказ молодому Бальдассаре Перуцци на возведение шикарной виллы на правом берегу Тибра, которая должна была играть роль его загородной резиденцией. Строение было сооружено в 1512 году и первоначально так и именовалось — «вилла Киджи» (по фамилии своего владельца).

История виллы Фарнезина

Агостино Киджи

Отправившись в Рим, Агостино Киджи жил в доме по улице Банки (via dei Banchi) со своей молодой женой Маргаритой Сарачини, преждевременно усопшей в 1508 году, не подарившей банкиру наследника. Еще до кончины супруги Киджи начал отношения с куртизанкой по имени Франческа Ордеаски. После того, как Маргарита умерла, Франческа формально вошла в дом банкира, став его фактической женой и родив ему пятерых детей.

В первой половине 18-го столетия вилла Фарнезина, пребывая в собственности Элизабет Фарнезе, перешла к неаполитанским Бурбонам, преобразовавшись в резиденцию дипломатов. Позднее виллу Фарнезина передали в долгосрочную аренду испанскому послу Сальвадору дэ Кастро, профинансировавшему ряд работ по реставрации (1866 год).

В 1927 году здание купило государство. В скором времени на вилле Фарнезина разместилась штаб-квартира Королевской Академии Италии – культурной организации, имевшей место в период с 1929 по 1944 года, нацеленной на развитие и управление итальянского интеллектуального движения в области науки, литературы и искусства. В настоящее время вилла Фарнезина принадлежит Национальной Академии деи Линчеи (all’Accademia Nazionale dei Lincei).

Вилла Фарнезина, задуманная Агостино Киджи

В скором времени после приобретения земельного участка Агостино Киджи заказал Бальдассаре Перуцци, сиенскому художнику и архитектору, разработку проекта усадьбы. На территории виллы Фарнезина, кроме жилого здания, находилась конюшня – проект Рафаэля, и разрушенная в 1808 году после длительного периода запустения, а еще лоджия, выступавшая на набережную Тибра шикарный сад в итальянском стиле.

Вилла Фарнезина, задуманная Агостино Киджи

Двухэтажное строение в плане – в форме подковы, ориентированной в сторону сада. Сама по себе лоджия, декорированная росписями с четко выраженными флористическими мотивами, по замыслу архитектора должна была послужить порталом, соединяющим мир природы и архитектуры. Лоджия Психеи, именованная так в честь сюжетов украшающих ее фресок, первоначально имела функцию сцены для театральных постановок и прочих выступлений, организовывавшихся хозяином виллы.

Сад, разбитый в итальянском стиле, был неотделяемой частью виллы Фарнезина и ее органическим завершением. С прохождением времени парк перенес основательные изменения и сейчас смотрится абсолютно по-другому, чем в далекую Эпоху Возрождения.

Через два года после начала возведения, Перуцци занялся художественной росписью одного из залов виллы Фарнезина, наделенной именем Станца дель Фрэджо, а через еще три года Агостино Киджи уже перебрался в свое новое жилище и обладал возможностью показывать гостям все красоты своей шикарной усадьбы.

Работы над художественным убранством виллы Фарнезина

Первым помещением, в котором были осуществлены работы по художественной росписи, стала Станца дель Фрэджо (Stanza del Fregio) – небольшая комната, имевшая функцию зала ожидания для гостей, а еще для прохождения ряда церемоний.

Станца дель Фрэджо
Станца дель Фрэджо

В том же году Агостино Киджи пригласил на работу молодого Себастьяно дель Пьомбо, одного из лучших венецианских мастеров того периода, которого привез с собой из деловой поездки в Светлейшую. Может быть, банкир был не полностью доволен работой Перуцци, а может быть попросту желал ускорения рабочего процесса. В том или ином случае, художники должны был трудиться в паре, а в скором времени к ним был подключен и Рафаэль.

Росписями люнетов занимался Себастьяно дель Пьомбо. Его рук – девять фресок, на которых сюжеты из «Метаморфоз» Овидия – стихотворного произведения древнеримского поэта, базировавшегося на мифах Древней Греции и Древнего Рима. Десятый люнет написал Бальдассаре Перуцци. Рафаэль тогда трудился над созданием «Триумфа Галатеи».

«Триумф Галатеи»
«Триумф Галатеи»

После окончания росписей Зала Галатеи, Агостино Кижди заморозил работы по художественному оформлению помещений виллы. Причиной тому, гипотетически, была занятость Рафаэля в прочих проектах. Ни для кого не секрет, что Санти в период с 1514 по 1517 года трудился над фресками одной из комнат папских апартаментов в Ватикане.

В 1517 году Рафаэль со своими учениками начал создание росписей основной лоджии виллы Фарнезина – места, которое должно было иметь функцию «визитной карточкой» резиденции знаменитого банкира.

Тогда как великий маэстро работал над своим очередным творением, в одном из помещений наиболее приватной функции – спальне – были начаты работы над росписью интерьера, порученные некому Джованни Антонио Бацци, более наслышанному по прозвищу Содома.

Вилла Фарнезина: что посмотреть

Первоначально вход на виллу Фарнезина находился с северной стороны строения. Оказаться внутри помещения можно было, минуя лоджию Амура и Психеи. В настоящее же время, вход для общественности располагается с противоположной стороны виллы, так как лоджию из соображения сохранности ценнейших фресок застеклили.

Вилла Фарнезина: что посмотреть

Посетителям предлагается шанс посмотреть такие помещения виллы Фарнезина:

  • Станца дель Фрэджо, декоративное убранство которой – рук Перуцци;
  • Лоджия Амура и Психеи, свод которой украшает поразительная работа Рафаэля и его учеников;
  • Лоджия Галатеи, над росписями которой трудились Бальдассаре Перуции, Рафаэль Санти, Сабастьяно дель Пьомбо;
  • Зал Перспектив с росписями Бальдассаре Перуцци и его подмастерьев;
  • Станца делле Ноцце, над фресками которой трудился Содома.

Вилла Фарнезина: Станца дель Фреджо

Одним из первых помещений, в котором была сделана художественная роспись, была комната, задействованная как зал ожиданий либо приемный кабинет – Станца дель Фреджо. Стены, декорированные первоначально гобеленами, были расписаны только в верхней части. На узкой полоске, окаймляющей помещение по периметру, Бальдассаре Перуцци нарисовал сцены из древнегреческой мифологии, взятые из поэмы Овидия «Метаморфозы».

Лоджия Амура и Психеи

Парадным входом на виллу Фарнезина банкира выступала широкая лоджия, именованная по главному сюжету украшающих ее фресок – Лоджия Амура и Психеи. Органичное во всех смыслах пространство, свежее и открытое, сотворил Рафаэль, трудясь над его воплощением совместно со своими одаренными учениками.

Лоджия Амура и Психеи

Чтобы наделить лоджию праздничным, торжественным и в то же время грациозным видом, Рафаэль задействовал свою креативность, не сдерживая своей фантазии. В итоге художник получил визуальную трансформацию помещения, сотворив нечто, подобное перголе – садовому навесу, увитому растениями.

В центре свода лоджии натянуты два полотна, напоминавшие дорогие гобилены. На одном из них – сюжет «Пиршество Богов», где незаслуженно преследуемая Психея была присоединена к сонму богов. На втором – «Свадебное пиршество Амура и Психеи» — предельный сюжет мифа и цикла росписей лоджии.

Лоджия Амура и Психеи

Невзирая на то, что задумка создания данного произведения – Рафаэля, над ее созданием трудились работники его мастерской — ученики гения, а конкретно: Раффаэллино дель Колле, Франческо Пенни, Джулио Романо и Джованни да Удине.

Последний работал над воплощением флористических орнаментов, являющих собой подлинную ботаническую энциклопедию. Если приглядеться к фестонам, то можно увидеть громадное чсило фруктов и овощей.

Над декоративным убранством помещения закончили работать в 1518 году, перед свадьбой Агостино Киджи и Франчески.

Зал Галатеи

Около Лоджии Амура и Психеи находится помещение, именуемое «Зал Галатеи» так как тут располагается знаменитая фреска Рафаэля «Триумф Галатеи», созданная в 1512 году. На фреске показана сцена из греческой мифологии и рассказывающая о любви прекрасной нимфы Галатеи, дочери морского бога Нерея, к пастуху по имени Акид. Когда Галатея отказала возжелавшего ее Полифея, циклоп убил юношу Акида на глазах у его любимой. Тогда Галатея обратила Акида в реку.

Около с «Триумфом Галатеи», работы Рафаэлем, располагается фигура Полифея, нарисованная венецианским художником Себастьяно дель Пьомбо.

Вилла Фарнезина: зал Галатеи
Вилла Фарнезина: зал Галатеи

В десятом люнете можно увидеть монохромный портрет юноши. Считается, что его создал Бальдассаре Перуцци, но достоверные сведения, указывающий на данный факт, отсутсвуют. С данным изображением увязана одна очень любопытная история.

В начале 16-го столетия наиболее авторитетными художниками в Риме считались Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль, трудясь над тем или другим проектом, не давал никому видеть на его незавершенное творение. В соответствии с легендой, Микеланджело, чтобы подсмотреть процесс создания росписей молодого художника, выдав себя за обычного торговца, отвлек стражу и пробрался на виллу, когда на отсутствовали Рафаэль и его ученики. Не удержавшись перед собственной художественной страстью, схватил уголь и в одном из люнетов нарисовал голову юноши. Санти, возвратившись к работе и заметив рисунок, сообразил, что его мог сотворить только великий Микеланджело. Данное монохромное изображение, выделяющееся исключительным совершенством исполнения, Рафаэль и не уничтожил, и запретил другим трогать.

В парусах свода, межающихся с шестиугольными медальонами, в которые помещены силуэты разных божеств, показаны мифологические герои. Пространство меж этими декоративными элементами, в форме треугольников, наполнено монохромными изображениями ангелочков, сидящих на фантастических животных.

Зал Перспектив

Просторное помещение на 2-м этаже виллы Фарнезина, где 28 августа 1519 года провели праздничный банкет по поводу бракосочетания Агостино Киджи и Франчески Ордеаски, содержит ценнейший пример изобразительного искусства. Фрески, исполненные Бальдассаре Перуцци в 1519 году, являют собой один из первых образцов монументальной художественной перспективы.

В нишах над дверными и оконными проемами размещены изображения древнегреческих божеств, а над каминным порталом – Кузница Вулкана, покровителя огня и кузнечного дела. Широкий фриз, окружающий помещение в верхней части, декорирован сценами древнегреческой мифологии.

Фрески целиком переписали в 1863 году, но в процессе работ по реконструкции, осуществленных в 1976-1983 годах, восстановлены.

Станца делле Ноцце

Станца делле Ноцце

В помещении, под именем «Станца делле Ноцце», находилась супружеская спальня. Художественные росписи поручили известному сиенскому художнику Джованни Антонио Бацци, более наслышанному по прозвищу Содома, который трудился над ними в 1519 году.

Цикл фресок – это истории из жизни Александра Македонского — одного из величайших полководцев в истории IV столетия до нашей эры. Наиболее знаменитая фреска данной комнаты, подарившей ей имя – «Женитьба Александра и Роксаны» (на итальянском «Nozze di Alessandro e Rossane»).

Реставрацию росписей осуществили в 1974-1976 гг.

Археологические сокровища виллы Фарнезина

Вилла Фарнезина, притягивающая внимание, изначально, своей архитектурно-художественной ценностью, может быть интересна и почитателям древностей. Немногие в курсе, что располагается под данным строением. В конце 19-го столетия в процессе работ по благоустройству набережной и прокладке дороги, под садом Фарнезины нашли остатки древнеримской виллы, декорированной шикарными античными фресками.

Археологические сокровища виллы Фарнезина

Вилла Фарнезина: информация для туристов

Адрес

Via della Lungara, 230

Режим работы

Понедельник – суббота: 9.00 – 14.00, а еще второе воскресенье месяца: 9.00 – 17.00.
Выходной: воскресные и праздничные дни.

Стоимость билета

Полная цена билета на Виллу Фарнезина – 6 €, льготного – 5 (для лиц 14 – 18 лет и старше 65), детский — 3 € (для деток 10-14 лет).

Бесплатное посещение:

  • дети до 10 лет (должны быть только с родителями).
Вилла Фарнезина для детей до 10 лет бесплатна
Вилла Фарнезина для детей до 10 лет бесплатна

Где купить билет:

В кассах музея.

Чтобы сэкономить на посещении других достопримечательностей Рима, не забудьте приобрести по ссылке дисконтную карту Roma City Pass.

Местоположение виллы на карте

Моё местоположение
Проложить маршрут
Наши советы по Риму:
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя