“Оплакивание Христа”: шедевр юного Микеланджело

0
48

“Оплакивание Христа” – работа Микеланджело, доставленная в Ватикан, которая повествует о скорби, охватившей Марию после распятия Иисуса и его снятия с креста. Она стала первой и наиболее известной в карьере одного из крупнейших мастеров эпохи Возрождения. Копии творения установлены в культовых сооружениях по всему миру, однако подлинник украшает собой собор Святого Петра в Ватикане.

Именно поэтому шедевр Микеланджело Буонарроти часто именуют Ватиканской пьетой. О сюжете иконографической скульптуры нет информации в четырех текстах Евангелия, как и в апокрифах. Тем не менее “Оплакивание Христа” входит в число важнейших образов Ватикана для католиков.

"Оплакивание Христа"
“Оплакивание Христа”

Ватиканская пьета: история появления и краткое описание

“Оплакивание Христа” представляет собой композицию пирамидальной формы, созданную из мраморной глыбы.

История появления

Микеланджело было всего 24 года, когда к нему обратился кардинал Жан Билэр с заказом украшения собственной гробницы, совершенно не подозревая, что со временем его задумка окажется в Ватикане. Скульптор с интересом принялся за работу, отсекая лишние элементы для создания шедевра, известного ныне как Ватиканская пьета. В XVIII столетии было решено перевезти «Оплакивание Христа» в базилику Святого Петра, но транспортировка не лучшим образом отразилась на состоянии – были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

Базилика Святого Петра
Базилика Святого Петра

Ныне Ватиканская пьета защищена от покушений с помощью бронированного стекла. Усиленные меры безопасности потребовались после того, как на “Оплакивание Христа” напал геолог из Австралии, вооруженный скальным молотком. Из-за дополнительной защиты нельзя полюбоваться Ватиканской пьетой со всех сторон. Однако это не мешает верующим часами напролет стоять рядом с ней и оценивать глубину задумки Микеланджело.

Покупайте билет на посещение музеев Ватикана заранее. Сделать это можно через официальный сайт.

Что символизирует

«Оплакивание Христа» можно рассматривать как результат почитания скорбей Девы Марии, отраженных в различных произведениях искусства эпохи Возрождения. При осмотре Ватиканской пьеты обращает на себя внимание наличие ран на кистях и ребрах Иисуса. Скрупулезность и природный талант Микеланджело – главные причины успеха скульптуры.

Для того чтобы проникнуться глубиной трагедии, нужно проанализировать цельный образ Ватиканской пьеты, каждое решение, составляющее композицию. Правая рука Марии помогает держать тело ребенка в положении, в котором обычно кормят младенцев. Однако мать обнимает взрослого мужчину, умирающего после мучений. Левая рука выражает немой вопрос о бесцельности гибели Христа.

Анализируя Ватиканскую пьету, легко заметить, что взгляд Марии направлен на рёбра и кисть руки, поскольку мать пытается запечатлеть в памяти состояние ребенка до мельчайших деталей перед тем, как отдать тело на погребение. Эксперты, осмотревшие скульптуру в Ватикане, полагают, что изломы грубой ткани олицетворяют изломы души, тяжесть потери.

Что символизирует

В работе “Оплакивание Христа” на лице Марии сложно заметить черты скорби, поскольку Микеланджело изображает момент, когда большая часть переживаний позади, остается лишь в последний раз взглянуть на тело убитого сына. Есть версия, что при создании Ватиканской пьеты автор вспомнил пророчество Христа, объявившего, что он воскреснет на третий день. Быть может, наоборот, «Оплакивание Христа» в Ватикане поднимает тему смирения и невозможности повлиять на ситуацию.

На коленях матери – Христос, погибающий в возрасте 33-х лет. Фигура расслаблена, голова запрокинута назад, однако тело в случае Ватиканской пьеты зафиксировано Марией. Стопы и кисти сохранили следы распятья. Кстати, в Святом Писании сказано, что ребра были проколоты после смерти, перед снятием римскими воинами.

Интересный факт

Ватиканская пьета – скульптура, представляющая Марию молодой женщиной, у которой нет глубоких морщин. На самом деле, на момент описываемых событий ей было около 50 лет. «Оплакивание Христа» идет вразрез с теологическими канонами, свято чтимыми в Ватикане, однако искусствоведы отстаивают точку зрения, что в эпоху Возрождения следовало изображать чистоту души и одухотворенность Непорочной Девы. Проверить гипотезу можно при осмотре других достопримечательностей Ватикана.

«Оплакивание Христа» – крайне трудоемкая работа, отнявшая много сил и времени. Скептики были уверены в том, что мало кому известный творец в возрасте 24 лет не сумеет достойно представить столь грандиозную идею. Однако пьета, хранящаяся в Ватикане, получилась лучшей в своем роде – никому после Буонарроти не удалось добиться такой эстетики и эмоционального напряжения.

Ватиканская пьета и прочие работы Микеланджело из камня всегда впечатляли смотрящих идеальными формами. На все вопросы гений отвечал, что изначально представляет совершенный образ, а затем лишь отсекает от мрамора все ненужное.

Микеланджело

Как разрушили и восстановили Ватиканскую пьету

«Оплакивание Христа» входит в число самых обсуждаемых жемчужин Ватикана. К сожалению, такой уровень популярности сулит не только хорошее. Самым известным инцидентом с Ватиканской пьетой является уже упомянутое ранее нападение геолога, который возомнил себя господом. Ему удалось отбить несколько десятков кусков от «Оплакивания Христа», после чего акт вандализма был пресечен охраной музея Ватикана.

В результате нападавший повредил лик Богородицы, задел покрывало и руку Христа. Отдельные кусочки работы исчезли безвозвратно, однако большую часть собрали силами священников Ватикана и простых туристов. По результатам реставрации скульптура «Оплакивание Христа» получила изначальный вид.

Работы по восстановлению шедевра также состоялись после не совсем удачных транспортировок. Перемещение в Ватикан завершилось повреждением пальцев Марии. К счастью, специалисты сделали все возможное, чтобы творение Микеланджело предстало таким, каким его создал автор столетия назад.

Во избежание будущих происшествий было решено защитить Ватиканскую пьету с помощью закаленного стекла. Для удобства смотрящих работу установили на возвышении и добавили едва заметную подсветку. Ныне сотни туристов ежедневно осматривают чудо Ватикана, придуманное и реализованное Микеланджело.

700*90

“Оплакивание Христа”: история с подписью

Буонарроти с трепетом относился к своей первой работе. После того как она предстала в завершенном облике, мастер уехал во Флоренцию, но, как утверждали очевидцы, время от времени возвращался для того, чтобы вновь полюбоваться пьетой, которая ныне входит в коллекцию шедевров Ватикана. Сложно сказать, считал ли Микеланджело свой труд лишенным недостатков или просто был в восторге от контраста живого и мертвого тел.

Исследователи эпохи Возрождения уверены, что гений был аскетом, не любил долгих разговоров по пустякам. Кроме того, Микеланджело не отстаивал авторство работ, хотя у скептиков регулярно возникали сомнения. При таких личных качествах обыватели с трудом могли признать талант начинающего скульптора, даже несмотря на представление таких шедевров, как Ватиканская пьета.

Буонарроти предпочитал оставлять свои труды неподписанными, что породило весьма курьезную историю. Микеланджело осматривал “Оплакивание Христа” со стороны, притворившись простым любителем искусства в надежде понять, как его произведение будет оценено наблюдателями. Совершенно случайно он услышал, как двое спорили об авторе творения, сомневаясь в том, что такое удалось создать юному Буонарроти. Один из участников дискуссии утверждал, что “Оплакивание Христа” – дело рук Гоббо. Микеланджело не решился рассказать истину, а пожелал увековечить подлинность творения. Да так, что Ватиканская пьета стала уникальной, выделяющейся на фоне остального его творчества.

"Оплакивание Христа": история с подписью

Для того чтобы реализовать задуманное, автор остался на ночь в базилике, где была выставлена скульптурная композиция. Увы, с образованием у художника были проблемы, поэтому имя оказалось высеченным на Ватиканской пьете с ошибкой.

Любопытно, что никому не хватило смелости исправить недочет даже приняв во внимание податливость мрамора. Кстати, глыбу Микеланджело выбирал лично, посетив Карарские каменоломни.

Посмертная слава

Несмотря на то, что заказчику не удалось дожить до окончания работ, об “Оплакивание Христа”, ставшем со временем сокровищем Ватикана, заговорил сначала город, а затем о шедевре узнала вся страна. Люди готовы были на время отложить все заботы и отправиться в путь только ради наслаждения чудесной скульптурой. В настоящий момент образцу отведено место в соборе Святого Петра – самом красивом здании Ватикана. Лица, которые только осваивают дело, в обязательном порядке должны увидеть созданное Микеланджело столетия назад. Ватиканская пьета действительно прошла проверку временем.

Сейчас можно взглянуть на другой автограф гениального творца, несмотря на то, что Буонарроти своими руками разрушил немалую часть работ, считая их слишком далекими от идеала. В противном случае Ватикан был бы украшен большим числом творений Микеланджело. На одном из аукционов продали порядка тридцати документов с автографами выдающихся личностей. С одним из них связана персона Микеланджело, подписавшего контракт с заказчиком.

Ватиканская пьета: что нужно знать перед осмотром

Ватикан

“Оплакивание Христа” хранится на территории Ватикана в базилике Святого Петра за пуленепробиваемым стеклом. Найти работу можно сразу у входа справа в первой капелле. Посетить культовое сооружение Ватикана разрешается с 7 утра до 19:00.

Покупайте билет на посещение музеев Ватикана заранее. Сделать это можно через официальный сайт.

Наши советы по Риму:
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси - KiwiTaxi.
  • Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
  • Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.

ОСТАВИТЬ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя